Городская экспериментальная площадка

Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТОЛИЧНОМ МЕГАПОЛИСЕ
(вариативный компонент содержания образования)

Этап 2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА  В  ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
 

МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ №21 «КОНЬКОВО»
Тема: информационно-коммуникационные технологии поддержки экологического образования учащихся (в области экологической безопасности человека) – как средство оптимизации социализации молодежи в условиях мегаполиса
(предпрофильная и профильная подготовка)

Научные руководители: член – корр. РАО Захлебный А. Н., Дзятковская Е.Н., д.б.н

Участники эксперимента:

Мячев А.А., учитель информатики и ИТ, к.т.н., с.н.с

Черечукин  А.А., учитель информатики и ИТ, к.ф-м.н

 

Цель: разработать модель ИКТ-обеспечения предпрофильной и профильной подготовки учащихся в области экологической безопасности человека – как средства оптимизации социализации молодежи в условиях мегаполиса.

Объект исследования – содержание предпрофильной и профильной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий и экологической безопасности человека. 

Предмет исследования – инновационные возможности использования информационно-коммуникационных технологий в области экологического образования (экологической безопасности человека) в предпрофильной и профильной подготовке учащихся – как условие оптимизации их социализации в условиях мегаполиса.

 

Отчёт за 2007-2008 учебный год

 

1. Входящая диагностика 7-8 классов школ 103 8Б, 170 7Б, 170 8А, 170 8Б (49 школьников)    

* Разработка технологичных инструкционных карт для поведения входящей диагностики (задания 1-6, задание 7). Входной мониторинг 7-8 кл. (1-6 / 7).
Карты позволяют распечатать задания 1-6 на отдельной странице А4 (с двух сторон) и задание 7 (2 или 4 бланка на одной странице А4), а также бланк результатов диагностики.

* Разработка технологичных инструкционных карт для поведения входящей диагностики в формате интернет страниц и размещение их на тематическом сайте МУК-21 «Коньково» «Информационные технологии поддержки экологического образования для будущего» http://it-ecoedum.narod.ru (источник: . http://mosecoobr.narod.ru).

* Проведение и обработка результатов входящей диагностики пяти классов школ 103, 170, 865 – 49 школьников 7-8 классов (Мячев А.А., Черечукин А.А.).

Результаты входящей диагностики по отдельным заданиям  и уровням с использованием инструкционных карт:

 

Уровень

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Задания

1

2

3

4

5

6, балл (5)

% правильных ответов

31

38

61

57

53

1

 

2. Участие в Интернет-конференции с докладом «ИТ-ПОДДЕРЖКА ШКОЛЬНИКАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКВЕ». Мячев А.А., Шишорина Н.А. – сайт http://muk21-eco.narod.ru.)  

Описана структура и содержание школьного портала. На портале опубликованы  ряд статей, посвященных современным экологическим проблемам (Биосфера Биосфера и предотвращение экологической катастрофы,   Глобальные последствия  загрязнения атмосферы Загрязнения водной среды Типы экологических кризисов,  Критерии выхода из экологических кризисов, Человек и биосфера,  Парниковый эффект ). Разработан межпредметный тест, позволяющий определить уровень знаний учащихся. Портал прошел апробацию на седьмой Всероссийской научно-технической конференции школьников «Электронная Россия: выбор молодых» (19-21 марта 2008 года).

3. Аннотированный указатель учебно-методических разработок, выполненных по экологическому образованию

* Сайт-портал «Информационные технологии поддержки экологического образования для будущего». Мячев А.А., Черечукин А.А., др. МУК-21 «Коньково», 2008.
 http://it-ecoedum.narod.ru.
Основные разделы портала:
* Вся экология (Экологический Портал, Курс "Экология Москвы и устойчивое развитие" / Экологическое законодательство / Экологические СМИ / ГЭП "ЭКООБР". ) * Проекты учащихся (ИТ-поддержка Экообр / Дети Москвы против наркотиков / Демо_Тест-УС ). * Учебно-методические разработки ( Интернет портфель / Входной мониторинг 7-8 кл. (1-6 / 7) / Установить соответствие (Рус / Анг)   / Введение в Excel / Intel "Обучение для будущего" /). Остальные разделы портала обеспечивают комфортную работу пользователя: в школьном информационном пространстве, с образовательными ресурсами Интернет, с поисковыми системами, с серверами общего доступа и др.

* Методика и технология создания интернет рабочего портфеля учащихся на базе визуального редактора. Мячев А.А. 2007.
 
Интернет портфель. Описана методика создания функционального сайта на базе визуального редактора, сочетающая  режим интенсивного обучения веб-дизайну и разработки технологичного сайта, включая его публикацию на сервере типа Narod.ru, имеющем удобные средства редактирования страниц сайта.

* Экологические проблемы утилизации бытовых отходов. Тест на основные понятия и терминологию. Англоязычная версия. Мячев А.А., Черечукин А.А., 2008. - http://it-ecoedum.narod.ru.
Тест типа «установить соответствие»
включает в себя 5 основных проблем, связанных с утилизацией бытовых отходов в условиях столичного мегаполиса. Реализован в виде компактного буклета (формата А4), позволяющего изучить и проверить знание английской терминологии по данной тематике.

* Экологические проблемы утилизации бытовых отходов. Тест на основные понятия. Русскоязычная версия. Мячев А.А., Черечукин А.А., 2008.
Тест типа «установить соответствие»
включает в себя 5 основных проблем, связанных с утилизацией бытовых отходов в условиях столичного мегаполиса. Реализован в виде компактного буклета (формата А4), позволяющего также изучить и проверить знание английской терминологии по данной тематике.

Экологические проблемы утилизации бытовых отходов. Тест-презентация: Установить соответствие. Русскоязычная версия. Мячев А.А., Черечукин А.А., 2008. Демо_Тест-УС.
Реализован в виде интерактивной презентации, позволяющей проверить в  видеорежиме  на экране знания группы учащихся. Тест типа «установить соответствие» включает в себя 5 основных проблем, связанных с утилизацией бытовых отходов в условиях столичного мегаполиса. Каждая проблема представлена в виде отдельного слайда, позволяющего проверить знание проблемы. При печати 3-8 (1-8) слайдов на 1 странице реализуется бумажная версия теста (
c ответами).

*  Возможные практикумы по теме ГЭП. База данных наименований. Огородников Е.В., Мячев А.А. Сайт - http://all-evo.narod.ru./hand-w.htm.
Включает в себя: названия 31 отдельных практикума-проекта, а также содержание четырех практикумов-проектов (Практикум по библиотекам (моя виртуальная библиотека), Практикум по Front Page (мой инструмент), Практикум по цифровому видео, Практикум по VB (моя программа)), которые могут быть реализованы по экологической тематике.

* Экологические проекты (уроки). Список наименований. Огородников Е.В., Мячев А.А. Сайт - http://all-evo.narod.ru./hand-w.htm.
Приведены названия возможных 21 экологических проектов (уроков), в том числе: Экология и климат, Экология Москвы, Социальная экология, Загрязнение среды, Информационное загрязнение, Экологический мониторинг среды, Экологическое образование в школе, Экологическое образование в вузе), а также «Алгоритм построения учебной игры» (экологической направленности).

 4.  Аннотированный указатель учебно-методических разработок, выполненных в рамках повышения квалификации учителей предметников в области ИКТ в Московском институте открытого образования по курсу « «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии», 32 час, 2008.
Преподаватель Мячев А.А., к.т.н., с.н.с., почетный работник ОО РФ.

* УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: “Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии”, 32 час.
Цифровые образовательные ресурсы поддержки курса: презентации, пособия, практикумы, буклеты, типовые экспресс-проекты, в том числе размещенные на сайтах ГЭП МУК-21 "Коньково".

 

Номера и наименование разделов и тем

Лекции,
час

Семинар,

час

Практика,

час

1. Ведение в сети. Локальные сети ГОУ

1

-

1

2. Глобальные сети. Интернет. Связь с ЛВС

1

1

1

3. Всемирная паутина. Основы, принципы WWW

1

1

1

4. Технология работы с WWW

1

1

1

5. Электронная почта

1

1

2

6. Технология создания HTML документов

1

1

4

7. Применение технологий Интернет, мультимедиа

2

1

2

8. Технология создания сайтов

1

1

4

Итого по темам:

9

7

16

Зачет или экзамен

Зачет

 

 

Всего часов

32

 

 

 

* Технология создания функционального сайта на базе визуального редактора FrontPage. Мячев А.А. 2007. Описана технология создания функционального типового сайта на базе визуального редактора FrontPage, сочетающая  режим обучения и разработки технологичного сайта, включая его публикацию на сервере типа Narod.ru, имеющем средства редактирования страниц сайта.

* Словарь тегов HTML . Буклет. Составитель Мячев А.А., МУК-21, 2007.
Приведены основные теги (две страницы Word формата А4), обеспечивающие редактирование и создание начинающим пользователем функциональных сайтов средней сложности различной структуры (с использованием таблиц и фреймов). Реализован для двухсторонней печати (в три колонки для компактного варианта реализации и использования буклета).

* Презентации. Основные понятия. Пособие для начинающих. Презентация.
Мячев А.А., Черечукин А.А., 2007.
Презентация из отдельных слайдов, иллюстрирующая для начинающих (учителей предметников экологической направленности) основные понятия по редактору презентаций Power Point (назначение, интерфейс пользователя),  основные компоненты (слайд, оформление, разметка), основные режимы работы, эффекты, смена слайдов, настройка анимации, эффекты анимации, настройка времени. Режимы сохранения презентации и отдельных слайдов.

* Электронные таблицы. Основные понятия. Пособие для начинающих. Презентация. 10 слайдов, 180 Кбайт. / Мячев А.А., Черечукин А.А., 2008. Презентация из 10 слайдов, иллюстрирующая для начинающих (учителей предметников экологической направленности) основные понятия по электронным таблицам Excel (назначение ЭТ, интерфейс пользователя, рабочее поле ЭТ, основные компоненты ЭТ (файл, лист, книга), основные типы и форматы данных, формулы, практическая вариативная работа, включающая в себя работу с текстом, числами, функциями, а также построение простейших диаграмм).

* Создание сложных таблиц. Сортировка и подбор данных по фильтру (признаку). Печать документа. Практикум. Мячев А.А., Черечукин А.А. МУК-21, 2007.

Приведены подробные инструкции для начинающих (учителей предметников экологической направленности) по созданию сложных таблиц (в том числе с вертикальным расположением текста в отдельных ячейках), их заполнению, сортировке и подбору данных (общего назначения) по признаку (фильтру, автофильтру). Домашнее задание включает в себя построение круговой цветной диаграммы реального участия учеников 5-11 классов в работе школьных кружков, включая экологический.

* Сайт "Загрязнения атмосферы Москвы". Гурьянов А., Самотлягин М. Экспресс-проект учащихся 7 кл. МУК-21 "Коньково" / Руководитель Мячев А.А. Пример реализации интенсивной технологии создания функционального сайта экологической направленности по тематике экспериментальной работы на базе визуального редактора FrontPage.

 

Hosted by uCoz