Развитие общества в единстве развития природы и человека

Окружающая нас среда все более, мягко говоря, недоброжелательно, а точнее, враждебно относится к человеку. Она как бы мстит за то, что люди потребительски, расточительно относятся к ней, грубо нарушая ее первозданное равновесие. Все это мы видим и ощущаем сегодня. И если не изменить себя, не изменить своего отношения к окружающему нас живому и неживому миру, само существование человека на Земле может стать невозможным. Чтобы этого не случилось, во всех странах возлагают надежду на школьное образование, на то, что именно оно поможет воспитать человека экологически сознательного, который будет рассматривать «развитие общества в единстве процессов развития природы и человека». Как сформировать такого человека? Об этом шла речь на «круглом столе», который организовал Департамент образования Москвы, Северо-Восточное окружное управление образования, Московский институт открытого образования.

От неустойчивого развития к устойчивому

Геннадий ЯГОДИН, научный руководитель Центра экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого общества, доктор химических наук, академик РАО
— В сентябре в школах столицы появился новый учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие». Он имеет два варианта: 34 и 68 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе. Ввести его было сложно, потому что дети и без того перегружены. Однако необходимость его продиктована состоянием экологической среды сегодня.

Сейчас на Земле насчитывается 6,5 миллиарда 600 миллионов человек. Это столько, сколько со времени выделения homo sapiens как биологического вида жило и умерло на планете до 2000 года.

За эти годы произошли глобальные изменения во всех сферах. Кардинальным образом изменилось отношение людей к образованию. Если во времена Ньютона интеллигентный человек знал все законы природы, то сейчас это невозможно. Знания продвинулись так далеко и так глубоко, что появились специальности, которыми владеют только 5-6 человек, живущих на Земле. Остальные их не понимают. По ряду дисциплин исчезла возможность апеллировать к видимой модели из реальной жизни. Перед школой стоит задача: дать ученикам такую необходимую основу, которую он будет твердо знать, и совершенствоваться дальше самостоятельно.

Люди из природы берут такое количество продукта, которое не возмещается круговоротом веществ, природа истощается, а это значит, расходуется основной ее капитал. Эти отходы природа не успевает ассимилировать, чтобы свести баланс. Избыток, не входящий в баланс, крайне опасен и вреден для будущего людей и других живых организмов.

По мнению ученых, климатические изменения произошли из-за нарушения баланса по диоксиду углерода. В три с половиной раза увеличилась концентрация его в атмосфере с начала промышленной революции. Это привело к потеплению климата. Правда, видимые изменения для Москвы и для России не столь велики. Но все равно ощутимы. Программа перевода человеческой цивилизации на устойчивое развитие неизбежна.

Под устойчивым развитием понимают улучшение качества жизни текущего поколения при сохранении для последующих возможности улучшения их качества жизни. То есть необходимо стараться не подорвать основу жизнеобеспечения, жизнебезопасности. А это требует иного отношения человека к окружающей среде. Такого человека может воспитать только школа.

Как узнать, идет ли человечество по дороге устойчивого развития или нет? Коэффициентом считается индекс развития человеческого фактора. Под ним понимают формализованную величину, состоящую из трех компонентов: валовой национальный продукт для страны или валовой внутренний продукт для региона на душу населения; средняя продолжительность жизни человека и индекс образования, процент грамотности людей, умеющих писать, читать, считать до ста. Наконец, количество людей с высшим образованием на 10 тысяч взрослого населения. По этому фактору наша страна, к сожалению, за последние 15 лет перешла с 18-го места на 60-61-е и покинула круг развитых государств, перейдя в группу развивающихся. В России есть четыре региона, по фактору относящиеся к развитым государствам. На первом месте Москва, на втором — Тюмень, на третьем — Санкт-Петербург, на четвертом — Татарстан.

Исходя из этих факторов мы и вводим этот дополнительный курс. Он особенный. Задача учителя — сделать его легким, доступным за счет трех факторов. Он должен объяснить обстановку вокруг человека персонально. Дети должны понять, почему климат меняется, почему автомобиль загрязняет атмосферу? Почему радужные круги образуются в водоемах при разливе нефти?

Поведение человека, идеология его не определяются лекциями, уроком или книгой. Они определяются реальным его участием. Поэтому мы предполагаем проектную деятельность учащихся. Ребята должны участвовать в реальной жизни.

Третье обстоятельство — это умение работать в коллективе, умение слышать другое мнение, умение отнестись к нему с пониманием. Или, по крайней мере, с уважением. У нас есть набор таких упражнений. Мы подготовили сборники игровых упражнений.

Разные модели и разные уровни

Софья МОЗГЛЯКОВА, заведующая лабораторией профессионального развития педагогических кадров окружного учебно-методического центра Северо-Восточного округа: — Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение знаний об окружающей среде, умений и навыков природоохранной деятельности, формирование общей экологической культуры.

В нашем округе оно стало приоритетным направлением. Окружная комплексно-целевая программа способствовала созданию эколого-образовательной среды. Это комплекс влияний и условий, создающих систему возможностей для развития экологической культуры всех участников учебного процесса.

В нашем округе экологическое образование осуществляется во всех школах, училищах, колледжах, но по различным моделям и на разном уровне, в зависимости от профессионализма учителей и возможностей. Начиная с 2005-2006 учебного года в каждой школе появился координатор экологического образования. Это и учителя-предметники (учителя биологии, географии, физики, химии, литературы и т.д.), и заместители директоров по учебно-воспитательной или воспитательной работе.

Сегодня становится очевидным, что социальная экология, которая непосредственно занимается поиском закономерностей устойчивого развития системы «общество — природа», должна стать значительной частью экологического образования. Также необходимо экологизировать предметы гуманитарного и эстетического циклов. И сейчас мы совместно с учителями работаем над окружным проектом по данному направлению.

60% школ реализуют смешанную модель. На наш взгляд, она наиболее перспективна, так как позволяет учащимся сочетать полученные знания с практикой, актуализировать личностные качества как у учителя, так и ребенка, формировать целостное отношение к окружающему миру.

Особую актуальность сегодня приобретает формула «знания + отношения». Знания без придания им эмоциональной окраски, без опыта их проживания не включаются во внутренний мир личности и не способствуют ее развитию. Успешно развивается проектная и исследовательская деятельность ребят. Год от года увеличивается количество участников окружного конкурса исследовательских и проектных работ на тему «Ты — человек! И ты за все в ответе!».

Проектные работы учащихся на экологические темы были представлены на различных уровнях: городской конкурс исследовательских и реферативных работ «Мы и биосфера»; всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «ПОРТФОЛИО»; Международная конференция «От рек к морям», г. Севастополь и др.

Продолжил работу окружной межшкольный проект «Зеленые острова Северо-Востока», в рамках которого более 1000 учащихся занимаются исследованием близлежащих природных территорий; около 420 учащихся приняли участие в телекоммуникационном проекте «Мой любимый школьный двор».

Все это стало возможно благодаря созданию условий, способствующих профессиональному развитию педагогических кадров в области экологического образования.

С ориентацией конечного результата на деятельную способность к самоопределению, самовыражению, самореализации, творческой уникальности выстраивается система модульных курсов «Теория и методика экологического образования». Они имеют возможность быстро меняться в соответствии с новыми условиями.

Так, например, при составлении программы курсов «Эколого-педагогические технологии» мы стремились учесть два главных аспекта: современные образовательные технологии, обеспечивающие повышение качества образования; применение получаемых знаний на практике.

В связи с введением предмета «Экология Москвы и устойчивое развитие» 165 учителей (63 учителя биологии, 52 учителя географии, 28 учителей химии и 25 учителей других специальностей) обучились на курсах и готовы к преподаванию этого предмета, который вводится во всех школах округа.

Наиболее эффективными формами работы с координаторами, имеющими репродуктивно-методический уровень, являются: индивидуальное собеседование, консалтинговая служба, школа молодого специалиста и др.

Координаторов, имеющих проективно-технологический уровень, необходимо включать в деятельность творческих групп, в работу по организации и проведению различных конкурсов.

К четвертому, концептуально-технологическому, уровню отнесены координаторы, которые: участвуют в разработке учебно-методического обеспечения курса «Экологическое образование в интересах устойчивого развития», участвуют в разработке мониторинга экологической культуры учащихся, транслируют опыт своей работы на городском и международном уровнях (городской семинар «От экологического образования к образованию в интересах устойчивого развития»), имеют победителей различных конкурсов и олимпиад, участвуют вместе с учащимися во всероссийских мероприятиях, имеют печатные труды.

Вместе с тем в наступившем учебном году остаются приоритетными следующие задачи: осмысление и освоение учителями современных педагогических технологий, обеспечивающих высокий уровень качества образования; развитие творческой уникальности личности педагога (рекомендации в аспирантуру, получение второго высшего педагогического образования, участие в конкурсах).

Изменить себя, чтобы не погубить мир

Марина АРГУНОВА, директор Центра экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования, познакомила участников «круглого стола» с новым курсом «Экология Москвы и устойчивое развитие», который возник как результат четырехлетней деятельности городской экспериментальной площадки, которой руководит Геннадий Алексеевич Ягодин.

Ему принадлежат слова, которые стали своего рода эпиграфом к нему. «На долю поколения, которое сегодня учится в школе, выпадает принципиально новая задача: изменить характер и цели человеческого поведения так, чтобы не погубить мир. Возможно ли это? Этому надо учиться». — Идея, которая заложена в этом курсе, — говорит Марина Вячеславовна, — может быть выражена в одной фразе: «образование не должно отставать от жизни».

Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» предусматривает не только теоретические знания, у него есть и практический подход. Это в том числе и исследовательская деятельность. Необходимость его продиктована теми изменениями, которые сегодня происходят в мире. Сначала аграрная, а затем и промышленная революция изменили направленность вектора человеческой цивилизации. Нас ожидает экологическая революция, которая должна изменить приоритеты и ценностные ориентиры. Эти революции отличаются друг от друга. Если первая проходила на протяжении тысячелетий, то на третью уйдет всего несколько десятков лет. У планеты очень мало времени, и если мы это быстро осознаем, то есть надежда сохранить устойчивость систем поддержания жизни на Земле.

Учебный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» вводится в 10-х классах средних школ столицы. Это межпредметный курс, преподавание которого связано как с получением знаний и навыков в области урбоэкологии на примере Москвы, так и с переосмыслением мировоззренческих, культурных ориентиров учащихся, становлением целостной деятельной личности.

Цель курса — формирование экологических знаний, умений и навыков и развитие социально-личностных качеств учеников, необходимых для воплощения идей устойчивого развития.

Основные задачи.

Обучающие: осознать и принять идеи устойчивого развития; создать представления о социально-политических и экологических факторах развития городов на примере Москвы; сформировать знания о проблемах города, ресурсах и развитии города, антропогенном воздействии на окружающую среду; овладеть знаниями и навыками, необходимыми в области мониторинговых исследований окружающей среды.

Воспитательные: помочь в осознании своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом, воспитать гражданскую ответственность за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей, выработать у учащихся понимание своей роли в улучшении будущего, тесной взаимосвязи между природой, экономикой и обществом. Сформировать систему ценностных ориентиров, чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Развивающие: развить умение приобретать необходимые знания, грамотно работать с информацией, формулировать выводы и на их основе выявлять и решать проблемы; стимулировать аналитическое, творческое и критическое мышление; развить способности принимать и осуществлять перемены, делать выбор, быть ответственным за результат собственных действий, сформировать умение выявлять причинно-следственные связи экологических нарушений в городе.

 

Татьяна ПЛЮСНИНА, старший научный сотрудник Центра экологического и устойчивого развития, говорила о личностно-ориентированном подходе в изучении этого курса: — Личностно-ориентированные подходы в образовании должны в первую очередь обеспечить целостное развитие личности. Поэтому нужно заботиться также и о развитии творческих, интеллектуальных, духовных, социальных качеств каждого ребенка. Особо важную роль приобретает тесная связь обучения с жизнью, предполагающая четкое осознание, где и каким образом полученные знания могут быть использованы в жизни.

Роль учителя не сводится к одному преподаванию. Он не только источник знаний, но еще и координатор, организатор самостоятельной познавательной деятельности детей.

Предполагаются активность самих учеников, их способность оценивать адекватно существующее положение дел, ответственность за результат обучения. Используются активные и интерактивные формы, дифференцированное обучение с учетом уровня подготовки по предмету, способностей, задатков, интереса к той или иной области, особенностей восприятия информации с обязательной опорой на предшествующие знания и опыт. Обучение должно быть в виде сотрудничества: групповые, коллективные и парные формы работы, совместные размышления и дискуссии.

Итогом изучения курса должна стать подготовка гражданина, у которого сформировано экологическое мировоззрение, экологическая культура, готовность к решению местных экологических проблем.

Дмитрий МОРГУН, заместитель директора Московской городской станции юных натуралистов, сообщил, что все эти годы, пока в системе обязательного образования не было экологического, московские учреждения дополнительного образования систематически и глубоко занимались этим важным направлением. За это время была создана хорошая методическая база, подготовлены высококвалифицированные педагоги, которые давали хорошие знания более пяти тысячам ребят. Была выпущена серия методических пособий.

Людмила РЫЖОВА, заместитель директора школы №1095 с углубленным изучением французского языка, представила опыт семейного проектирования в области образования в интересах устойчивого развития.

Лидия САМОХИНА, заместитель директора школы №640, рассказала о том, что вот уже более десяти лет их ученики занимаются исследовательской, познавательной работой по экологии, а также проектной деятельностью. Об экологических экспедициях в разные концы страны учащихся этой школы был показан видеофильм.

Людмила РЫЖОВА, заместитель директора школы №1095, говорила о семейном проектировании в области образования в интересах устойчивого развития, о взаимосвязи экологической проблемы с жизнью и здоровьем детей. К ней удалось привлечь внимание и взрослых, в первую очередь родителей, а также других членов семьи. Участие всей семьи в проектной деятельности помогает развивать в ребятах ответственность за свое самообразование и свое саморазвитие. Возникли объединения, состоящие из учеников, членов их семей и учителей. Сложилось настоящее деловое партнерство всех участников образовательного процесса. И как следствие на первый план вышло освоение деловой культуры. Учитель в этом случае перестал быть единственным источником знаний. Он консультант и помощник.

Ученики с результатами своих исследований выступают на педсоветах, на оперативных совещаниях, на родительских, классных собраниях. У них расширяется кругозор.

О полевой практике в естественном контексте образовательной среды рассказала заместитель директора по научной работе гимназии №1503 Людмила ДОРОХИНА.

Темой выступления Екатерины КОЛЕСОВОЙ, директора Московского эколого-образовательного комплекса Международного независимого эколого-политологического университета, стало «Состояние и развитие экологического образования в России и в Москве».

По итогам обсуждения была принята резолюция «Формирование модели непрерывного экологического образования в современных условиях».

Маргарина КУРГАНОВА
 

Главная

Hosted by uCoz